Обзор игр

Печатать страницу

Stronghold 2

 

Разработчик: Firefly Studios
Издатель: 2K Games
Официальный сайт: www.stronghold2.com
Системные требования:

Минимум: Win98SE/ME/2000/XP, 1.4 Ghz, 256 Mb, 32Mb (GeForce2 MX upwards), 9.0c, 2.5 Gb

Рекомендуется: Win98SE/ME/2000/XP, CPU: 2.0 Ghz, RAM: 512 Mb, Graphics: 64Mb, DirectX: 9.0c



 

    Первая часть игры Stronghold несколько лет назад покорила сердца многих любителей стратегий. Управление экономикой средневекового замка и его окрестностей оказалось само по себе очень увлекательным занятием. А после того, как замок начинал походить по своему благополучию на современные социально-ориентированные государства западной Европы и заниматься хозяйством надоедало, можно было перейти к военным действиям, создав армию на фундаменте крепкой экономики.
Чего мы, поклонники той замечательной игры, можем ждать от её продолжения? Я бы сказал так: еще большей детализации хозяйственной жизни и добавления новых её аспектов, интересных миссий в кампаниях, новых возможностей в военной сфере, прекрасной трехмерной графики. И всё это при сохранении удобного интерфейса и управления первой части.
    Сейчас Stronghold 2 уже на прилавках магазинов. Что ожидает нас после инсталляции? Содержатся ли в игре перечисленные выше нововведения?

Война и мир
    Как и в первой части игры, стартовое меню встречает нас разнообразием: присутствуют традиционные мирная и военная кампании, кроме этого есть возможность испытать свои силы, поиграв на предложенных разработчиками отдельных картах. Тут снова присутствует альтернатива: либо наладить хозяйство в трудных условиях, либо создать могучую армию и уничтожить соседа-феодала.
    Военная сфера существенно расширена по сравнению с первой частью. Теперь при выборе военного сценария можно установить чуть ли не дюжину компьютерных противников с собственными замками. Карты большого размера не представляют единого целого, а делятся на провинции, которые можно захватывать, получая с них доход. Соответственно, преимущество будет у того, кто владеет большим числом провинций. Особенно острая борьба разворачивается за стратегически-важные территории, богатые природными ресурсами.

    Похоже, авторы Stronghold 2 пытаются отчасти использовать концепцию Lords of the Realm, несмотря на то, что третьи «Лорды» - далеко не «игра года». Прижилась ли ориентированная на военные действия модель рядом с неспешным получением хлеба в три стадии, отлавливанием преступников, тушением пожаров и другими хозяйственными «радостями», на контроль за которыми уходит так много времени?
    Конечно, трудно себе представить, что игрок сможет уделять экономике всех своих провинций такое же пристальное внимание, какое уделял раньше своему единственному замку. И правда, микро-менеджмент старой концепции плохо сочетается с необходимостью управлять огромной державой, вести войны в разных её частях
    В связи с этим ваши возможности по управлению провинциями ограничены - устанавливать уровень налогов или рацион можно только в той территории, где находится ваш замок. Остальные земли вы можете застраивать, но регулировать их жизнь более гибко невозможно, что весьма неудобно. Если провинция «загибается», вам остается только построить там все, что нужно и ждать, скрестив пальцы на удачу – никакими другими рычагами для более быстрого улучшения положения вы не владеете… .
    Также для любителей повоевать разработчики предусмотрели несколько новых типов юнитов, в том числе конных. Кроме этого, прямо из меню игры можно попасть на живописную осаду одного из нескольких замков. Возглавить нападающих и превратить вражеские стены вместе со стоящими на них лучниками в пыль. Или же защищаться вместе с отважным гарнизоном от управляемой глупым AI атакующей армии.

Средневековый подход
    Ничего удивительного нет в том, что сильно менять так полюбившуюся всем экономическую систему разработчики не стали. Забегая вперед скажу, что именно поэтому, во многом, игра и получилась посредственной – мы ждали обилия новых возможностей. Ориентация на старые, проверенные концепции (что бы не сделать хуже) к сожалению – частое явление в игровой индустрии. Вышеназванные же изменения в военной сфере лежат в иной плоскости и не очень задевают экономическую модель. Особенно когда речь идёт о миссиях на небольших картах, или, тем более, о чисто-хозяйственных миссиях, не требующих ведения боевых действий.

    Кампании также кажутся вполне заурядными – с каждой миссией вам открываются новые постройки и возможности. Никаких сюрпризов нет. Больше того: весьма скучно бывает порой дожидаться поздравления с победой в «мирной» кампании. Построили все необходимые здания, наладили жизнь людей, защитились от чумы, врагов и собственных несознательных граждан-преступников. Дальше сидите и ждите, когда накопится тот или иной ресурс в необходимом количестве.
    Сохраняя старые добрые законы жизни замка нетронутыми, разработчики не могли обойтись вовсе без нововведений. О самых интересных – ниже.

Будни феодала
    Чем обычно занимается ваш лорд в то время, когда вы отдаете от его имени приказы и управляете хозяйством? Стоит на «крыше» замка. Пусть без дела, зато в безопасности. Но так можно и всю жизнь простоять. Раз мы видим, как занимаются своими повседневными делами подданные, надо бы создать какие-нибудь дела для сеньора – решили в FireFly Studios. А какие дела могут быть у хозяина замка? Пировать, устраивать «вечеринки» - опять же пришло на ум разработчикам. Так в меню постройки появилось несколько зданий, предназначенных исключительно для удовлетворения потребностей правителя.
    Центральным из них является кухня. Именно туда свозятся продукты для будущих банкетов. Но продукты, конечно же, не те, которыми питаются простолюдины. Сыр, яблоки и хлеб – маловато для стола лорда. Пора бы возвести во дворе еще свиноферму, сад для выращивания овощей, и еще несколько построек, специализирующихся на изготовлении деликатесов. Чем богаче будет стол во время пира, тем больше почета будет у феодала. Феодалу естественно приятно, а нам, игрокам, на что его почет? Набранные очки указанного параметра необходимы для того, чтобы затем призвать в армию более сильных воинов, а не ограничиваться крестьянским ополчением и копейщиками.
    Точно тем же целям, что и кухня, служит жена феодала. Жена устраивает балы, для которых ей необходимы платья. В натуральном хозяйстве все делается на месте, это понятно. Так что не мешает обзавестись загонами с овцами и мастерскими, где из овечьей шерсти будет изготавливаться материал для платьев. Из которого, в свою очередь, сама леди сошьет наряды.
    Все описанные эпизоды из жизни лорда можно наблюдать, так как в нужные моменты стены замка, в котором происходят события, становятся «прозрачными».

«Царица доказательств»
    Многим запомнилась присутствовавшая в оригинальном Stronghold`е возможность «стращать» своих крестьян, заставляя их работать быстрее, путем помещения во двор замка виселиц, костров инквизиции и тому подобных аттракционов. Эти вещи рассматривались как противоположность результатам «социальной политики» - храмам, пивным, хорошему питанию и т.д. Можно было быть злым правителем, стены замка которого утыканы кольями с черепами неугодных, а в небе, над головами запуганных подданных, кружат черные вороны. Зато эффективность производства повышалась.

    Любители такого рода мер, открыв соответствующую вкладку в меню строительства Stronghold 2, радостно присвистнут. Чего тут только нет: более полудюжины различных пыточных снарядов. Однако радость окажется недолгой, так как вскоре станет понятно, что эти устройства предназначены не для всех граждан, а только для преступников (которые активно воруют еду из амбара, если их иногда не пытать). Для начала вам потребуется тюрьма, куда первым делом и приведут проштрафившихся товарищей, чтобы затем отправить на дыбу. Влияния соседства пыточных приспособлений на продуктивность работы простых, честных подданных, не замечено.

Скучный пейзаж
    Как же выглядит теперь жизнь замка, запомнившаяся нам со времен первой части игры яркой и живой? Снова напрашивается аналогия с Lords of the Realm 3. Мрачно, одноцветно, серо. Вот что приходит на ум при созерцании ландшафта в Stronghold 2. Темная, похожая на нефть (хотя и довольно «живая») вода только усиливает это впечатление. При возможно большем отдалении камеры (в таком масштабе играть оптимально, иначе не получится объять взглядом достаточное количество зданий) румяные крестьяне совсем теряются у подножья замка и наблюдать за ними практически невозможно. Если все же попробовать приблизить камеру, то удастся увидеть угловатую выпечку и другие прямоугольные продукты в амбаре, лошадь-калеку с кирпичами вместо копыт, и много других, не радующих глаз явлений. Ни здания ни предметы не стали детальнее, наоборот – грубые модели сделали их даже хуже, чем в первой части. Что до людей, то они очень напоминают схематичных солдат из последней Command&Conquer (кстати «пиротехнические эффекты» от осадных орудий тоже вызывают стойкие ассоциации с этой игрой). Но в C&C пехота штампуется десятками, в Stronghold 2 же масштаб сражений и популяции не был существенно изменен по сравнению с первой частью. При внимательном отношении к каждому конкретному подданному делать его похожим на иллюстрацию из учебника геометрии за 10 класс – не лучшая идея. Единственное отмеченное достоинство состоит в том, что пехота теперь больше не перемещается рывками (что было в первом Stronghold), а аккуратно шагает. В остальном все примерно также, местами даже хуже, не считая возможности поворота камеры и свободного zoom`а.
    Но и здесь не все так хорошо. Дело в том, что игра тормозит на адекватных системах, причем тормозит как раз в моменты манипуляций с камерой, в том числе при скроллинге. Вплоть до того, что, подведя мышь к краю экрана с целю переместить камеру немного вбок, вы в следующую секунду неожиданно теряете из вида всё поселение. Подобные неприятности особенно сильно проявляются в кампаниях, которые на протяжении многих миссий проходят на одних и тех же картах с множеством провинций. Тормоза отчасти лечатся снижением графических настроек. Но лучший вариант - переход на небольшие одиночные карты в свободной игре. Некоторые игроки, очевидно, будут вынуждены отказаться от прохождения кампаний.
    Звук, музыка, оформление меню, стартовая заставка не имеют серьезных изьянов. В игре огромное количество звуков, от откликов персонажей до чавканья счастливых крестьян, поедающих яблоки. Иногда звучат весьма удачные музыкальные темы. Демонстрируемый при старте игры видеоролик, рассказывающий об осаде замка грозным врагом, которую наблюдает мальчик-оруженосец, чем-то «берет за душу». Хотя качество роликов от Bilzzard средневековым разработчикам из FireFly Studios может только сниться.
    Герой упомянутого вводного видео, сир Вильям, приветливо смотрит на нас с экрана при каждом попадании в игровое меню. Также симпатично выглядит процедура выбора противников в свободной игре и установления баланса между финансами игрока и компьютерного оппонента. Оформление – вот что получилось в Stronghold 2 хорошо.
    Однако имеются изъяны и в этой области. Например, отсутствуют всплывающие подсказки. Информации вообще мало, и часто, кликая на здание, на панели внизу экрана вы видите лишь его название.

***
    Мы бы могли сказать, что Stronghold 2 – это хорошая игра. Но лишь в том случае, если бы не существовало первой части Stronghold. Ибо сиквел почти не включает в себя ценных нововведений, а больше повторяет старую проверенную игровую концепцию. Больше того, в некоторых местах даже портит её. Если мы вспомним первую часть серии, то не сможем поставить второй оценку более трёх баллов из пяти.

Достоинства:
- Симпатичный интерфейс, достоянные звуки и музыка, симпатичная заставка.
- Теперь своей жизнью в игре живут не только крестьяне, но и их сеньор

Недостатки:
- Вторичность
- Посредственная графика
- Неудовлетворительная работа на соответствующих официальным требованиям системах.


 

вверх

 

Хостинг от uCoz